» » Роспись подносов: мастер класс

Роспись подносов: мастер класс по жостовской росписи металлических изделий с иллюстрациями и видео-материалами, описание нижнетагильской, хохломской и московской видов росписи

Как приятно воскресным утром выпить чашечку чая или кофе прямо в постели! Сервировка такого романтического завтрака немыслима без подноса, ведь именно на него придется поставить посуду. Уже несколько веков назад мастера научились создавать удивительные по красоте жестяные изделия для сервировки. В каждом селе были свои художники и техники росписи, но наибольшую популярность получили, конечно, подносы из Жостово. Наш мастер-класс по пошаговой росписи подносов поможет Вам создать такую красоту!

Учимся росписи жостовских подносов в пошаговом мастер-классе

Село Жостово находится недалеко от Москвы. Именно там мастера начали делать удивительной красоты подносы, украшенные нарисованными цветами. Популярность подносов пришлась на тот период, когда в России стали пить чай (ранее традиционными напитками считались медовухи, сбитни, узвары), и подносы были нужны для сервировки стола. Такой предмет считался изящным подарком и часто преподносился хозяевам дома.

Простые подносы изготавливались из папье-маше но они, конечно, были недолговечны. Очень быстро мастера стали использовать только металлические подносы, делая их самых разных форм: овальные, круглые, многоугольные.

Жостовские подносы отличаются яркими красками и утонченной работой. На протяжении десятилетий мастера разрабатывали особые узоры и техники их нанесения на готовые изделия. Жостовские подносы традиционно расписываются маслянными красками с использованием кисточек из натурального (обычно беличьего ворса). Художники держат будущее изделие на коленях и при необходимости поворачивают его. Пробуем и мы освоить роспись подносов, простой мастер-класс по жостовской технике поможет в этом. 

Для росписи жостовского подноса потребуется:
  • масляные краски
  • кисти из натурального ворса разной толщины
  • золотая паста (для написания орнамента на изделии)
  • бумага и карандаши для подготовки эскиза
  • заготовка - металлический поднос черного цвета
  • синтетический лак
  • льняное масло (для очищения кисточек и исправления неправильных линий)
  • длинная линейка
  • стаканчик для воды
  • палитра или пластиковая тарелочка для смешивания красок 
Мастер класс «Роспись жостовского подноса»:

1)Первый этап росписи называется замалевка. Для жостовской техники краски нужно разбавить белилами и немного добавить в смесь льняное масло. Затем широкими мазками нанести на изделие рисунок. Чаще всего в центре изделия размещают самые крупные бутоны, вокруг них – листочки и более мелкие цветы.

2)После нанесения замалевка поднос необходимо оставить для высыхания краски на двенадцать часов.

3)Начинаем делать тенежку так, как показано на фото. Это  нанесение более темных оттенков на кончики лепестков и листьев, чтобы создать иллюзию объема

4)Затем белилами высветляем необходимые места – этот этап называется прокладкой. Поднос сразу приобретает нарядный вид.

5)Далее по очереди – нанесение бликов. Этот этап так и называется – бликовка.

6)Наша работа почти закончена. Выполняем чертежку – самой тонкой кистью выписываем мелкие элементы – прожилки на листьях и лепестках, тычинки, прожилки. Можно использовать линейку, чтобы было удобнее делать мазки.

7)Рисунки на жостовском подносе – это всегда единая композиция, а не просто отдельно нарисованные цветы. Чтобы создать эту целостность используется привязка – в промежутках между цветами и листьями изображаются завитки и травинки, узоры и точки. Именно этот этап создает тот узнаваемый «жостовский» рисунок.

8)Теперь осталось украсить бортики подноса. Их можно просто обвести контрастной линией или оформить цветочным орнаментов. Этот этап называется «уборка».

9) Вот мы и закончили нанесение рисунка. Как можно заменить, каждый этап жостовской росписи имеет свое уникальное название, а в целом все шаги с пятого по девятый называются «выправка».

10)Готовый поднос после высыхания необходимо покрыть двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою высохнуть по 2 часа. Место для сушки должно находиться в хорошо проветриваемом помещении, при этом необходимо следить, чтобы к готовому подносу не прилипли мелкие соринки или, например, тополиный пух.

11)Наш поднос готов, можно начинать чаепитие! 

Нижнетагильские подносы.

Однако не только в Жостово умеют делать расписные подносы. На Урале в Нижнем Тагиле еще в 40-е годы 18-ого века мастера начали делать изящные металлические подносы, расписанные яркими картинками. Нижнетагиская роспись отличается так называемой техникой цыровки. Для нее поверх золотой росписи заливали цветную краску, после чего тонкой иголкой соскребали слои краски, создавая узоры Этот метод ранее активно использовался в иконописи. Конечно, подносы, расписанные золотом и серебром очень ценились и стоили немало.

На нижнетагиских подносах изображали не только цветы, но и жанровые сцены. Местные умельцы с большим мастерством создавали на подносах настоящие картины. Есть виды изделий с изображением былинных героев, сценки из жизни сельских жителей, сказочных персонажей.

Хохлома.

Отличительной особенностью является то, что для этого вида росписи используются деревянные изделия. Хохлома представляет собой яркий золотой рисунок (также используется красная и зеленая краска) по черному фону.

Московская роспись.

Изделия в технике московской росписи начали производить с 1814 года. Пожалуй, они самые яркие и красочные. На подносах могут быть изображены растения, бабочки, сказочные птицы. Используется очень богатая палитра красок с большим количеством оттенков.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс росписи жостовских подносов демонстрируется поэтапно.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=iOLN2RlarCA ]

Комментарии:
Оставить комментарий