» » Холодный батик: техника выполнения

Холодный батик: техника выполнения рисунков на ткани и способы окрашивания на примере мастер-класса по созданию панно «Лилии» и видео-уроки по росписи ткани

Роспись по ткани, или батик, очень древнее искусство и насчитывает не одну сотню лет, но, несмотря на это основные принципы росписи, которые лежат в его основе не меняются. Так давайте рассмотрим мастер-класс по изготовлению холодного батика с интересной техникой выполнения на панно!  

Родиной батика, как и натурального шелка, считается Китай, так как традиционно расписывалась именно шелковая ткань, да и самые ранние упоминания о красителях для ткани нашли именно в китайских текстах. Уже из Китая искусство такой росписи вместе с шелком, красками и технологиями окрашивания распространилось по всему миру и обрело огромную популярность.

Традиционно для того, чтобы краски не растекались по ткани, а оставались в четко очерченных границах, использовали горячий воск (горячий батик), но работа с ним довольно затруднительна, поэтому этот вид батика не был так популярен. С развитием химической промышленности, когда стало возможным использование холодного резерва, техника выполнения росписи по ткани стала доступна практически любому желающему, и поэтому приобрела огромную популярность и большое количество поклонников.

Для работы используется в основном шелковая ткань, но так как это достаточно дорогая ткань, на начальном этапе можно взять менее дорогие материалы – шифон, батист, тонкий поплин.

Учимся делать холодный батик с разбором техник выполнения

В отличие от многих видов рукоделия холодный батик требует значительных материальных затрат, определенных художественных навыков и знаний о реакциях проходящих между красками, иначе вместо красивых красочных переливов можно неожиданно получить черное или серое пятно. И если художественные навыки можно компенсировать, используя готовые трафареты и картинки, то о красителях придется почитать специальную литературу.

Итак, для работы нам понадобится:

  • Рама, или пяльцы в зависимости от размера вашей картины;
  • Ткань, которую можно купить метражом или использовать готовые платки и шарфы;
  • Степлер для крепления материала на раме;
  • Эскиз на бумаге (если ваши художественные навыки позволяют, то рисунки можно сразу наносить на ткань);
  • Карандаш;
  • Резервирующий состав;
  • Стеклянная трубочка для резерва;
  • Краски для росписи и кисти.
Этапы изготовления панно:

Создание любой картины начинается с эскиза и батик не исключение. Если вы только начинаете осваивать этот вид искусства, то рекомендуем выполнить эскиз на листе бумаги, соответствующем размеру картины. При этом контуры следует хорошо прорисовать фломастером, чтобы они были видны через ткань.

На этом этапе необходимо натянуть ткань на подрамник. Это можно сделать с помощью обычного канцелярского степлера – обычно его скобы достаточно легко входят в дерево подрамника. Ткань следует натягивать очень аккуратно и равномерно, чтобы не было провисаний и перекосов.

Далее необходимо перевести рисунок на ткань – для этого подкладываем эскиз под подрамник с тканью, так чтобы был виден рисунок (можно в центр подрамника подложить книгу, подходящую по толщине) и с помощью карандаша, легкими линиями по направлению от центра к краям переносим рисунок на ткань.

На этом этапе необходимо обвести рисунок резервирующим контуром. Для этого используется специальная стеклянная трубочка и хоть сам резерв продается в баночке со специальным носиком, специалисты рекомендуют использовать именно трубочку. Не набирайте слишком много резерва, иначе он будет слишком быстро вытекать и может оставить некрасивые капли. Контуры необходимо провести очень аккуратно, без разрывов иначе в процессе росписи краски будут затекать на другие участки рисунка и это уже никак нельзя будет исправить. После того как резерв нанесем необходимо подождать около часа пока он хорошо просохнет.

После резервирования контуров начинаем роспись ткани. Для начала можно проверить их замкнутость с помощью обычной чистой воды – если обнаружено затекание проводим еще раз в этом месте резервом. При этом необязательно дожидаться пока просохнет ткань – при росписи по сырому материалу краска плавно и красиво смешивается с другими тонами.

Расписывать ткань начинаем с самых светлых участков, постепенно переходя к темным, при этом краску наносим не слишком близко к контуру – она все равно растечётся. Не смешивайте в одном элементе более трех красок, иначе может получиться грязь.

После росписи мелких и более светлых элементов рисунка приступаем к окрашиванию остальной ткани. В случае с нашим панно это фон. Для этого нужно приготовить необходимое количество краски и большой кистью по сырой ткани окрасить необходимую площадь, так чтобы краска не успевала высыхать, иначе будут некрасивые стыки и разводы. Если картина слишком большая и за один раз окрасить ее сложно, то разделите рисунок на несколько частей с помощью декоративных элементов или капните чистой водой на сырой фон в месте образования разводов – в этом случае краска высветлится ровным пятном. Можно также использовать крупинки мочевины для высветления краски или соли – для сгущения.

Технология выполнения картин в технике батика достаточно трудоемка, требует аккуратности, точности и значительных финансовых затрат, но картины выполненные в этой технике являются настоящим произведением искусства, которые невозможно скопировать и повторить. В настоящее время помимо холодного батика существуют и такие виды росписи как горячий и узелковый батик, но техника холодной росписи пользуется наибольшей популярностью, особенно при создании тематических картин.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем ознакомиться с несколькими видео сюжетами по изготовлению различных изделий в технике холодного батика, которые помогут вам освоить этот интересный вид рукоделия и вдохновят вас на создание новых неповторимых шедевров.

Комментарии:
Оставить комментарий